Гаврилова Ольга Владимировна. Персональный сайт педагога.

Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников.

  В 2015 - 2016 учебном году моей темой самообразования была «Художественная литература как средство экологического воспитания». Почему я выбрала эту тему?

  Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, воспитывается гуманное отношение к природе, практическое умение и навыки, направленные на охрану природы.

   Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать у детей система образовательных учреждений.

   Важным средством экологического воспитания является литература. В книгах о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранения, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу.

   В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

   Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев  помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее.

   Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их; в процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.

   Детская  литература о природе полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему.

   Использование природоведческой  литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.

   Рассказ или сказку о природе можно прочитать детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

   Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

   При использовании художественной литературы в образовательном процессе надо, прежде всего, иметь в виду самоценное значение произведений для развития, и образования детей, Уже само регулярное чтение и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию книги дает в этом плане очень много при условии сбалансированного подбора разнообразных по жанрам и содержанию текстов.

   Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первой условие воспитание через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощутить себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой, что нам  и доказывают произведения Виталия Бианки.

   Произведения В. Бианки учат детей быть добрыми, любить свою Родину, животных и вообще в целом весь природный мир, который окружает человека.

   Большая роль в развитии отзывчивости, доброты в ребенке отводится сказкам, которые вводят детей в сложный мир добра и зла, человеческих взаимоотношений. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Дети с большим удовольствием погружаются в сказочную ситуацию, похожую на нашу жизнь, с большим желанием стремятся помочь сказочным героям, попавшим в трудную ситуацию, найти причины и исправить их. Можно предложить детям представить, что они превратились в деревья, камни, капельки воды, животных, попросить рассказать, как они чувствуют себя в том или ином образе, в той или иной ситуации, о чем могли бы попросить людей.

   Можно применять такой прием, как перевирание сказок. Например, в сказке про «Красную Шапочку» появляется представитель Общества защиты сказочных животных, а Серый волк – один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Можно изменить сюжет сказки. Объявить лес, где живет волк, заповедником, а вход разрешить только по специальным пропускам, а Красная Шапочка прошла специальный экзамен по охране окружающей среды. Целенаправленное изменение сюжетной линии при внесении речевых элементов и бытовых деталей из современной жизни способно сделать сказку более привлекательной.

   Через дидактическое упражнение «Что угрожает сказочным героям» с помощью наводящих вопросов и иллюстраций дети находят причины исчезновения растений и животных из Красной книги.

   Такой прием, как «сказки на изнанку», помогает мне изменить сказку, поменять героев местами. В такой сказке добрые герои становятся злыми и наоборот.

  Мною была сделана подборка физкультминуток по временам года, пальчиковой гимнастики, пословиц и поговорок о временах года, животных, птицах.

   Буду рада, если мои советы помогут вам, а, может быть, кто-то  захочет начать работать по данной теме.

19 апреля 2016 в 18:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.